Мультимедиа хранители экрана Распознавание речи Игровые стандарты Подключение дисковода Компрессия и декомпрессия Стереофоническое и монофоническое звучание Звуковые драйверы Управление громкостью Нелинейные искажения Разъем MID Аппаратные конфликты Установка звуковой платы

Звуковые платы — основные понятия

Чтобы понять, что такое звуковые платы, необходимо разобраться сначала с некоторыми понятиями и терминами. Такие слова, как "16-разрядный", "CD-качество", "MIDI-nopm" мало что говорят непосвященному человеку. В красивых рассказах о новых технологиях в звукозаписи периодически всплывают туманные понятия "дискретизации" и "цифро-аналогового преобразования" (ЦАП или DAC — Digital-to-Analog Conversion). Разобраться в том, что это все означает, вам поможет данный параграф.

Природа звука

Чтобы понять, что такое звуковая плата, надо сначала разобраться в самом звуке. Звук — это волны сжатия и расширения, распространяющиеся в воздухе или иной среде. Они распространяются во всех направлениях от источника звуковых колебаний. Когда волны достигают вашего уха, расположенные в нем чувствительные "элементы" воспринимают эти вибрации, и вы слышите звук.

Каждый звук характеризуется частотой (высотой тона) и интенсивностью (громкостью). Частота — это количество звуковых колебаний в секунду; измеряется она в герцах (Гц). Чем больше частота, тем выше звук.

Человеческое ухо воспринимает не все частоты. Очень немногие слышат звуки с частотами ниже 16 Гц и выше 20 кГц. Частота звука самой низкой ноты на рояле равна 27 Гц, а самой высокой — чуть больше 4 кГц. Наивысшая звуковая частота,  которую могут передать вещательные ЧМ-радиостанции — 15 кГц.

Громкость определяется амплитудой колебаний. Амплитуда звуковых колебаний зависит, в свою очередь, от мощности источника звука. Например, струна пианино при слабом ударе по клавише звучит тихо, поскольку размах ее колебаний невелик. Если же ударить по клавише посильнее, размах колебаний струны увеличится. Громкость звука измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев имеет громкость около 20 дБ, обычный уличный шум — около 70, а близкий удар грома — до 120 дБ.

Игровые стандарты

Большинство звуковых плат работают в обоих игровых звуковых стандартах — AdLib и Sound Blaster. Как правило, в большинстве игр надо предварительно сообщить программе, в каком стандарте работает звуковая плата. (Некоторые игры рассчитаны только на один из них.) В некоторых звуковых устройствах игровые стандарты не предусмотрены. Например, плата AudioMan фирмы Logitech предназначена для дела, а не для развлечений.

Частотная характеристика и искажения

Качество звуковой платы часто оценивают по двум критериям — частотной характеристике (полосе частот) и коэффициенту нелинейных искажений (КНИ). Частотная характеристика звуковой платы определяет тот диапазон частот, в котором уровень записываемых или воспроизводимых сигналов остается постоянным (или снижается до определенной величины, обычно на 3 дБ ниже номинального.). У большинства плат этот диапазон равен 30 Гц -20 кГц. Чем он шире, тем лучше.

КНИ характеризует линейность амплитудной характеристики звуковой платы, т.е. насколько реальное мгновенное значение звукового сигнала отличается от идеального. Любой нелинейный элемент в тракте сигнала вызывает появление таких искажений. КНИ измеряется в процентах; чем он меньше, тем лучше.

Дискретизация

Процесс записи и воспроизведения звука в компьютере в самых общих чертах выглядит следующим образом.

В состав звуковой платы входит аналого-цифровой преобразователь (АЦП или ADC — Analog-to-Digital Converter), который при записи преобразует аналоговые звуковые колебания в понятные компьютеру комбинации битов. Для таких цифровых сигналов компьютер используется либо просто в качестве магнитофона, либо как микшерский пульт, либо как целая студия звукозаписи. При воспроизведении цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП или DAC — Digital-to-Analog Converter) превращает записанные и обработанные "цифровые" звуки в нечто слышимое.

Технология мультимедиа позволяет приблизить "виртуальную реальность" игры к реальности жизни, которая наполнена звуками и изображениями. Компакт-диски могут хранить файлы игровых программ размером в сотни мегабайт, что создает предпосылки для появления игр, несравнимых со старыми по обилию звуковой и видеоинформации.

Мультимедиа звуковая система и приводы Adobe Photoshop редактор для работы с графикой